КЛИК И СЪЕЛ. АНАЛИТИКИ ФИКСИРУЮТ РОСТ СПРОСА НА ДОСТАВКУ ЕДЫ ИЗ КАФЕ И РЕСТОРАНОВ

 

Клик и съел. Аналитики фиксируют рост спроса на доставку еды из кафе и ресторанов

В гонку за потребителем включились и рестораны, и агрегаторы. По прогнозам экспертов, в течение пяти лет в этой нише останутся только крупные игроки

Автор:  Анна Лобанова

В Перми растет популярность доставки еды на дом и в офис. За последние два месяца количество покупок в этой категории выросло на 57%, отмечают аналитики МТС Банка. По их данным, в среднем на оплату этой услуги пермяки потратили в январе в 7,5 раза больше, чем в аналогичный период прошлого года. По мнению специалистов, связано это с тем, что сервисы доставки еды в Перми стали разнообразнее и удобнее, а у потребителей меняется образ жизни.

По данным 2ГИС, в краевой столице насчитывается 390 организаций, где можно заказать еду через мобильное приложение или сайт. Пермские компании активно внедряют «маркетплейс», когда заказы доставляют курьеры самих ресторанов, или подключаются к агрегаторам – «Яндекс. Еда» и Delivery Club. В Перми сделать заказ готовой еды через «Яндекс. Еду» можно в 122 заведениях города, а через сервис Delivery Club – в 81.

Несмотря на то, что доставку готовой еды предприниматели активно развивают еще с 2000-х годов, некоторые из пермских заведений запустили собственный сервис только несколько месяцев назад. Эксперты отмечают, что помимо высокой конкуренции возникают сложности с неравномерным объемом заказов, и, как следствие, с количеством курьеров.

«Собственная доставка находится на стадии развития, но уже составляет сильную конкуренцию агрегаторам. Люди доверяют нам больше, чем посредникам. Свою доставку мы контролируем тщательно – от процесса приготовления до передачи еды гостю. Что касается сложностей, иногда сложно предугадать, сколько заказов будет в день и сколько курьеров должно быть на смене, чтобы доставка выполнялась вовремя и качественно», – комментирует Диана Шенкнехт, администратор «Рынка еды».

По ее мнению, на востребованность онлайн-заказов и рост доверия к ним влияет качество блюд, скорость доставки и система лояльности, которую используют рестораторы в качестве комплиментов.

Средний чек в заведении значительно отличается от среднего чека доставки. В некоторых ресторанах он выше в два раза. Самыми популярными блюдами для заказа по-прежнему остаются пицца и роллы и суши. Специалисты предполагают, что популярность услуги будет расти еще два года, затем ситуация стабилизируется. Также отмечается, что сегмент доставки зависит от формата заведения.

«В сегменте casual dining основную выручку обеспечивают гости, которые приходят в ресторан. В низком сегменте – доставка может даже превосходить доходы от клиентов, приходящих непосредственно в заведение. Чем выше уровень кафе или ресторана, тем меньшая доля в выручке риходится на доставку», – говорит Кирилл Данилов, директор по маркетингу холдинга «Zaza Group» (развивает кафе «One Гоги», «Чайка Zaza» и Portofino).

Для большинства заведений доставка остается дополнительным сервисом. Чаще всего это касается более дорогих ресторанов fine dining, а также более экономичных заведений сasual dining. По словам Юрия Пирожкова, совладельца сети RestUnion (развивает заведения «Халва», «Тсуру», Zlata Husa, Casa Mia), в их компании доставка не является приоритетным направлением. «Оборот от доставки несущественный, это скорее дополнительная услуга, запущенная по просьбе клиентов. Мы в большей степени заинтересованы в том, чтобы люди шли в ресторан», – рассказал Юрий Пирожков.

По оценке Сбербанк CIB, в конце прошлого года в России доля сервиса «Яндекс.Еда» по числу заказов на рынке составляла 43%, а Delivery Club – 46%. «Думаю, доставка в ближайшие пять лет достигнет своего пика, и нишу полностью займут крупные игроки. На этом будут зарабатывать агрегаторы вроде «Яндекс. Еда» и Delivery Club, поскольку цена заказа через них ниже на 10-30%. Но также из-за этого объем выручки ресторана и средний чек станут меньше», – отмечает Кирилл Данилов.

При этом оттока из кафе рестораторы не наблюдают. Несмотря на рост онлайн-заказов, пермяки стали бывать в кафе и ресторанах чаще. По данным МТС Банка, количество транзакций в общепите в январе выросло на 13%, а средний счет в заведениях увеличился на 4%. «Наибольший рост посещаемости показали бары и ночные клубы, в ресторанах рост составил 10%, а в столовых, заведениях быстрого питания или фастфуде, наоборот, количество покупок снизилось на 2%», – добавили аналитики.

Доставка продуктов на дом также пользуется спросом у пермяков. Ежегодно количество пользователей этого рынка увеличивается в полтора-два раза. По мнению Юрия Грицюка, руководителя сервиса «Домой Доставим» сети магазинов «Семья», к доставке продуктов относятся аккуратно, и эта услуга массовый характер пока не носит.
Кроме того, эксперты отмечают, что пермяки часто заказывают продукты не для себя. «Мы закрываем достаточно много разных потребностей. Например, доставляем продукты родителям, бывают заказы от людей с ограниченными возможностями. Иногда делают заказы, находясь в другом городе или даже стране, чтобы проявить заботу о близких», – отмечает г-н Грицюк.
Средний чек продуктовой корзины в онлайне составляет примерно 2,7 тыс. рублей. Чаще всего в одном заказе около 20 товарных позиций, а вес заказа – 19 кг. Покупки практически не отличаются от тех, что делают в супермаркетах.«На первом месте бананы, затем молоко, куриное филе, хлеб. Намного больше заказывают дорогие товары, например свежую рыбу, а также объемные или тяжелые: подгузники, воду, арбузы», – комментирует руководитель логистического сервиса по доставке продуктов «Домой Доставим».

 

,Источник - Business Class