11 июня 2018
Россияне предпочитают магазины, где предоставляются скидки. Однако дисконтные карты начинают устаревать, им на смену приходят бонусные. Граждане не замечают особой разницы.
Дисконтные карты являются одним из главных козырей магазинов. Практически 84% россиян владеют дисконтными картами, к такому выводу пришел исследовательский холдинг Ромир. По сравнению с 2012 годом общая доля россиян, владеющих скидочными и накопительными картами, почти не изменилась. Поменялось лишь распределение между категориями. В 2018 году выросло число бонусных карт, а количество дисконтных сократилось. Это связано и с изменением политики торговых сетей, которые теперь предпочитают использовать именно бонусную систему, считают исследователи. По данным Ромир, число накопительных карточек растет. В 2012 году дисконтные и бонусные карты распределялись в доле 97% и 34%, а в 2018 году уже 84% и 56%. Такое процентное соотношение связано с тем, что граждане имеют по несколько видов карт. При этом не все покупатели имеют скидку в магазинах, и с каждым годом количество таких «бесскидочных» потребителей увеличивается. По опросу Ромир, доля респондентов, не имеющих карт, с 2012 года увеличилась с 3% до 12%. «С одной стороны, может сказываться карточная усталость – россияне больше не хотят использовать карты торговых сетей, поскольку не видят особой выгоды для себя. С другой стороны, в последнее время ритейл предлагает такое количество промо и скидок, что и без специальной карты магазина можно приобрести товары по выгодным ценам», – комментируют исследователи Ромир. Сотрудники магазинов, выпускающие карты лояльности, говорят, что покупатель заинтересован приобрести товар в том отделе, где ему могут предоставить скидку. Это подтверждает и опрос компании Ромир. 52% респондентов ответили, что они действительно стараются посещать только те магазины, чьими картами владеют. Продавцы в пермских торговых отделах заявляют, что покупатели путают бонусные карты и дисконтные. Часто задаваемый вопрос со стороны потребителя: «А в чем разница?». Отличие заключается в том, что в дисконтных картах у покупателя имеется фиксированная скидка, а у владельцев бонусных происходит накопление. В последнем случае клиент сам выбирает, когда и какой скидкой ему воспользоваться. Точного ответа на вопрос – какая карта лучше? – найти невозможно, каждый магазин считает, что удобен именно тот вид карты, который он выпускает. Например, в пермских отделах с дисконтными программами говорят, что фиксированная скидка лучше, нежели оплата бонусами раз в несколько месяцев. «У вас всегда будет скидка, вне зависимости от обстоятельств», – комментируют торговые отделы. В свою очередь магазины с бонусными программами считают, что накопительные карты намного выгоднее для покупателя и позволяют участвовать в различных программах. Например, в некоторых магазинах получить бонусы можно не только совершая покупки, но и также выполняя различные задания торговой сети: размещая посты в социальных сетях, участвуя в конкурсах, розыгрышах, опросах и прочее. «Покупатели охотнее оформляют бонусные карты и возвращаются туда, где они могут оплатить товар полностью», – комментируют в одном из пермских торговых отделов. В среднем граждане считают, что минимальный размер скидки в магазине должен составлять 15-20%. По их мнению, такого процента будет достаточно, чтобы они смогли стать постоянными покупателями. Однако исследователи полагают, что в 2018 году россияне умерили свой пыл, поскольку раньше хотели 25-процентную скидку. В среднем размер минимальной скидки в магазинах составляет 5%. «С течением времени россияне, видимо, освоившись с системами скидок, немного умерили свои аппетиты. Доля требовавших большой процент в предыдущие годы, была немного, но выше», – говорят исследователи.
Инна Афанасенко, руководитель департамента панельных исследований холдинга Ромир: Запуск карт лояльности и таргетированная работа с покупателем является основной задачей современных маркетологов. Если ранее главным каналом продаж, в которых активно использовались карты лояльности, был гипермаркет, то сейчас большинство крупнейших ритейлеров запускают и активно используют карты даже в таких форматах, как магазины у дома. Карты лояльности являются не только мотивацией для покупателей вновь и вновь приходить в магазин, но и бесценным источником для ритейлеров с целью анализа покупательского поведения своих клиентов.
Источник: www.business-class.ru