Во всем мире сегмент доставки еды из магазинов и ресторанов демонстрирует рост. Пермь – не исключение. Рассказываем, как развивается рынок в краевой столице.
Автор: Яна Купрацевич
Рынок онлайн-доставки продуктов питания ритейлерами и службами доставки по итогам 2018 года вырос в России на 50% и составил 23 млрд рублей. Такие данные приводит «Коммерсант» со ссылкой на исследование Russia Top Online Food Retail, подготовленного «Infoline-Аналитикой».
Такие же темпы роста наблюдаются в сегменте онлайн-заказов еды из заведений общепита. По данным исследовательской компании Nielsen, 80% онлайн-потребителей в России хотя бы раз в жизни заказывали еду через интернет, а 42% из них пользуются этой услугой минимум раз в месяц и чаще. Большинство потребителей заказывают еду домой (90%), каждый четвертый – в офис.
В Перми первыми из ритейлеров, кто занялся доставкой продуктов на дом, стала местная сеть «Семья». Торговая сеть запустила сервис в 2016 году. Вопросами организации комплектации и доставки заказов, обеспечения работы приложения, сайта и другого программного обеспечения занимается ООО «Домой доставим».
Как рассказал Business Class директор компании Юрий Грицюк, в сравнении с 2017 годом рост объемов заказов и денежный оборот в 2018-м составил 50%. По итогам 2019-го объемы доставки планируется увеличить в два раза по сравнению с прошлым годом. Темпы прироста (от месяца 2017-го к аналогичному месяцу 2018-го) составляют около 70%, говорит г-н Грицюк. При этом средний чек заказа остается практически одинаковым с момента запуска сервиса – на уровне 3 тыс. рублей.
Зона доставки охватывает территорию города. Доставкой заказа до дома занимаются подрядчики. Охлажденная и замороженная продукция перевозится в термоконтейнерах. Минимальное время ожидания доставки – 2,5 часа. Чаще всего онлайн заказывают то же, что покупают в обычном магазине: бананы (они на первом месте по востребованности), овощи, фрукты, молоко и хлебобулочные изделия. Стоимость продуктов при заказе онлайн, как правило, выше на 3-4% (в деньгах это 10-20 рублей) в отличие от цены на полке. Исключение составляют весовые товары и предложения по акции – в этих случаях цена идентична.
По словам Юрия Грицюка, продукты онлайн покупают несколько категорий пермяков. «Продукты нужны всем, поэтому аудитория достаточно широкая. Но самыми частыми клиентами являются семьи с детьми, молодые мамы, люди с ограниченными возможностями, то есть те, кто не может или не успевает ходить за покупками сами. Кроме того, можно отметить, что в интернете заказывают продукты для своих родителей дети, живущие в других городах и даже странах, руководители компаний берут товары для офиса – чай, кофе, печенье и т.д., небольшие кафе докупают часть продуктов.
«Покупатели, заказывающие продукты онлайн, достаточно требовательны к качеству товаров и сервису. Можно доставить 10 идеальных заказов, но если в 11-м попадется помятая булочка или порванный йогурт, то потребитель может отказаться от сервиса вообще, и вернуть его будет практически невозможно. Продукты – это очень интимная тема», – отмечает руководитель компании.
По словам Юрия Грицюка, около половины покупателей оформляют заказ на ближайшее время, остальные – без проблем откладывают доставку на выходные или на несколько дней.
Осенью 2018 года пермская компания «Домой доставим» вышла на рынок Екатеринбурга. В столице Свердловской области она работает с торговой сетью «Лента». Юрий Грицюк отмечает, что в целом динамика развития сервиса хорошая и достигнуть высоких темпов прироста удастся в короткий период. В дальнейшем компания планирует выходить в другие регионы. Также обсуждается вопрос расширения зоны доставки за пределы Перми.
Остальные ритейлеры в ближайшее время не планируют запускать доставку продуктов из магазинов в Перми. Но представленные в Прикамье торговые сети уже осуществляют такую услугу в других городах.
Доставка из супермаркетов «Перекресток» (входит в X5 Retail Group) начала работать в 2017 году, но в Москве и Санкт-Петербурге. На рынке онлайн-доставки сеть нарастила обороты с 0,2 млрд рублей в 2017 году до 1,3 млрд рублей, сообщает «Коммерсант».
Директор по стратегии и электронной коммерции торговой сети «Перекресток» Леонид Довладбегян говорит, что средний чек при онлайн-заказе в Санкт-Петербурге составляет около 3,8 тыс. рублей. Цены при этом близки к магазинным, но есть различия: например, самые популярные товары при покупке онлайн дешевле.
Г-н Довладбегян отметил, что сегмент станет драйвером ритейла. «Сейчас компании борются за время клиента, и магазины продают не столько еду, сколько услугу. Одним из рисков является быстрое развитие таких крупных агрегаторов, как «Яндекс. Еда» и Delivery Club. Ритейлерам приходится уже конкурировать с ними за клиента», – объясняет эксперт.
По его словам, сервисы большими темпами захватывают Москву и Петербург. Выход доставки «Перекрестка» в регионы пока под вопросом. «В регионах для нас пока непонятна плотность заказов. Больше вероятность, что здесь будем разворачивать другие сервисы, например, самовывоз заказа из магазина. Одной из приоритетных территорий может стать Екатеринбург. Более определенно решение по выходу онлайн-доставки сети за пределы столиц будет приниматься в 2020 году», – отметил Леонид Довладбегян.
К примеру, самовывоз заказа организовал ритейлер «Ашан». В гипермаркете сети в Перми заказать товары онлайн можно на сайте ритейлера, а забрать в пункте выдачи заказов в магазине в Камской долине.
В конце мая торговая сеть «Магнит» начала тестировать доставку в Краснодаре. В тестовом режиме планируется оценить покупательский отклик на услугу и отработать бизнес-процессы для дальнейшего масштабирования сервиса. Услугой доставки – от приема заказа до его выполнения – занимается компания Broniboy, которая также специализируется на доставке еды из кафе и ресторанов в Краснодаре. Как сообщают «Ведомости», в Москве и Казани «Магнит» запустил доставку через сервис iGooods.
Источник – www.business-class.su