Сегмент доставки из кафе и ресторанов в Перми растет и по количеству заказов, и в денежном обороте. Но люди не перестают ходить в кафе.
Автор: Яна Купрацевич
Рынок онлайн-доставки еды из заведений общепита в России растет высокими темпами. По данным исследовательской компании Nielsen, 80% онлайн-потребителей в России хотя бы раз в жизни заказывали еду через интернет, а 42% из них пользуются этой услугой минимум раз в месяц и чаще. Большинство потребителей заказывают еду домой (90%), каждый четвертый – в офис.
Онлайн-доставка еды из ресторанов и кафе давно стала частью жизни пермяков. Самыми популярными блюдами для заказа остаются пицца и блюда японской кухни – роллы и суши. Многие предприниматели запустили доставку еще в 2000-х, сейчас конкуренция значительно выросла. По данным 2ГИС, в краевой столице насчитывается 435 организаций, специализирующихся на доставке еды. Пермские компании активно внедряют собственную доставку или подключаются к агрегаторам – «Яндекс. Еда» и Delivery Club. При этом в городе появляются заведения, специализирующихся исключительно на доставке: у них нет залов со столами, но работает кухня, а также есть сайт, где представлено меню.
Агентство Nielsen в России проанализировало аудиторию потребителей услуги. 31% предпочитают заказывать еду онлайн, потому что не хотят готовить, 30% – хотят съесть определенное блюдо (суши, роллы, пицца), 18% – в связи с особенным событием или чтобы разнообразить ежедневный рацион. При этом через сайт заведения оформляют заказ 59% клиентов, 38% делают это с помощью сервисов по доставке. Размер среднего чека заказа онлайн и в местах общественного питания примерно одинаковый – 1250 и 1240 рублей соответственно.
«Развитие онлайн-форматов на рынке происходит все активнее, и сфера доставки еды – не исключение. Аудитория и доходы «фудтех» компаний продолжают расти из года в год на 20-30%, а заказ еды онлайн все прочнее входит в привычку у потребителей», – говорит Марина Волкова, директор по аналитике и консалтингу Nielsen Россия.
Стоит отметить, что развитие каналов доставки еды не снижает спроса на походы в рестораны и кафе. «Развитие онлайн-сервисов по доставке еды отражает набирающий силу тренд на удобство и скорость, но это вовсе не означает, что потребители откажутся от походов в кафе и рестораны, которые дарят им эмоции и особенные впечатления», – считают аналитики Nielsen Россия.
Причинами отказа от посещения ресторанов становятся социально-экономические факторы. Согласно опросам Nielsen, основной причиной отказа от походов в места общественного питания россиян стало увеличение цен. Об этом сообщили 62% респондентов. 52% отказываются от походов в заведения общепита из-за недостатка свободного времени, компании или повода. 31% стали реже посещать кафе и рестораны после того, как столкнулись с некачественным обслуживанием или заказом.
В интервью Business Class гендиректор фирмы «Алендвик» Александр Никифоров отмечал, что доставка является приоритетным направлением. «Начали серьезно с ним работать, поскольку сегодня количество пользователей постоянно увеличивается, и за очень короткое время удвоили показатели», – сказал г-н Никифоров. По его словам, популярность доставки объясняется изменением формата потребления: «Человек избегает неудобств и экономит свое время. Проще сделать заказ за пять минут, чем планировать поход в кафе».
В «Алендвике» рассказали, что при росте сегмента увеличился и средний чек – на сегодняшний день он составляет порядка 600 рублей за заказ. «Это связано, в первую очередь, с основными потребителями доставки – чаще всего это семьи, офисные работники, которые делают условно групповой заказ. Второй фактор роста – переход доставки и в формат «малти», то есть доставляет как продукцию Chicken, так и пиццу и суши. Необходимо отметить и рост конверсии посетителей сайта в клиентов – на данный момент каждый третий пользователь делает заказ», – отметили в компании.
При этом оттока из кафе компании не наблюдается. «Доставка, безусловно, быстрорастущий, конкурентный и важный сегмент. Однако на сегодня в компании не отмечается тенденции снижения трафика в кафе. Наоборот, идет рост посетителей, так как компания привлекает их новыми форматами взаимодействия. Кроме того, кафе остается местом, куда можно прийти всей семьей и не только поесть, но и развлечься», – объяснили в «Алендвике».
Директор сети «Додо пицца» в Перми Александр Рабинович также отмечает значительный рост за последний год. «Если сравнивать первый квартал 2019-го с аналогичным периодом 2018 года, то количество заказов в заведении в микрорайоне Парковый выросло на 60%. В денежном эквиваленте рост будет несколько больше – 88%, это связано с ростом цен», – рассказывает предприниматель.
Средний чек в пиццерии при доставке составляет 800 рублей. Пик заказов приходится на обед (с 12.00 до 14.00) и вечернее время (с 19.00 до 21.00). По словам Александра Рабиновича, в выходные нет обеденного ажиотажа, но вечером заказов в 2-3 раза больше.
Самые популярные пиццы, которые выбирают чаще всего, меняются. «Формирование топовых позиций зависит от предложения и маркетинговой поддержки. Есть такая вещь, как сезонный продукт: новинки, которые вводятся в меню на ограниченный период, порядка трех месяцев. Они продвигаются активнее, что меняет структуру продаж», – объясняет Александр Рабинович.
В марте этого года в Перми появились курьеры службы «Яндекс. Еда». Они доставляют готовые блюда из ближайших кафе и ресторанов в офис или домой. Через неделю после запуска сервиса «Яндекса» собственную доставку запустил Delivery Club. Курьеры обеих компаний работают только в центре города. Выручка Delivery Club по итогам 2018 года выросла на 48%, достигнув 1,9 млрд рублей. «Яндекс. Еда» свою прибыль не раскрывает, однако представители компании заявляли о десятикратном приросте.
Для некоторых заведений доставка остается дополнительным сервисом. Чаще всего это касается элитных ресторанов fine dining, а также более экономичных заведений сasual dining. По словам Юрия Пирожкова, совладельца сети RestUnion (развивает заведения «Халва», «Тсуру», Zlata Husa, Casa Mia), доставку компания запустила еще в 2003 году, практически вместе с первым рестораном. Однако она не является приоритетным направлением. «Оборот от доставки у нас несущественный, для нас это скорее дополнительная услуга, запущенная по просьбе клиентов. Мы все-таки в большей степени заинтересованы в том, чтобы люди шли в ресторан», – рассказал Юрий Пирожков.
Источник – www.business-class.su