Все участники молочного рынка недовольны, и говорят, что без повышения цен на молоко не обойтись. Но тогда его никто не купит
Автор: Ирина Семанина
Прикамские молочники к концу 2018 года добились исторического максимума по производству молока – 510 тысяч тонн за год. Несмотря на это, в целом ситуация на рынке оставляет желать лучшего: для потребителей молоко дорожает, переработчики борются с фальсификатом и ищут рынки сбыта, а производители сетуют на низкую закупочную цену.
Тенденция снижения закупочной цены молока началась по всей России в середине 2017 года, Пермского края она коснулась в феврале 2018 года. Тогда местные сельхозпроизводители на встрече с губернатором сетовали на низкую рентабельность своих хозяйств из-за падающей закупочной цены на молоко. Причиной снижения они назвали наличие на полках молокосодержащей продукции (с добавлением растительных жиров).
Сегодня, по данным заводов-переработчиков, средняя закупочная цена литра молока в крае составляет 22 рубля. С начала 2018 года она практически не менялась, в то время как стоимость литра на полке из года в год увеличивается (см. график 1). За 8 лет она выросла на 59% – с 30,55 до 48,53 рубля.
Производители опасаются, что такая «стабильность» в будущем приведет к сокращению фермерских хозяйств на территории края.
Вон с полки!
В конце апреля 2018 года в таких регионах, как Башкирия, Удмуртия, Чувашия, Марий Эл, закупочная цена молока упала ниже 20 рублей. Тогда к проблемам молочной отрасли подключились федеральные власти. В частности, было решено начать активную борьбу с ввозимым фальсификатом. Предполагалось, что его устранение позволит повысить закупочные цены молока.
Когда в начале 2018 года закупочная стоимость молока в Пермском крае упала до 22 рублей, сельхозпроизводители попросили губернатора рассмотреть возможность выдачи субсидий на повышение продуктивности крупного рогатого скота молочного направления в размере 90% от годового объема средств, запланированных по данному направлению. И подчеркнули важность их получения в начале года для более качественной подготовки к посевной. Губернатор Прикамья Максим Решетников просьбу сельхозпроизводителей удовлетворил.
Чуть позже, в апреле, прикамским молочникам добавили еще одну дотацию – компенсацию закупочной стоимости литра молока с марта по май в случае, если она станет ниже 22 рублей (но снижение составит не более 70 копеек). В апреле закупочная стоимость составила 21,5 рубля, все сельхозпроизводители получили компенсацию в размере 50 копеек на каждый произведенный за этот месяц литр.
Еще одна дополнительная субсидия в 2018 году была выделена в связи с ростом цен на дизельное топливо. Из резервного фонда правительства России сельхозтоваропроизводители Пермского края получили 55,4 млн рублей. Поддержка краевого бюджета на покупку дизтоплива составила 20,4 млн рублей.
В 2019 году, по данным министерства сельского хозяйства Пермского края, поддержка сельхозпроизводителей из бюджета края составит 1,94 млрд рублей. Это на 42,8 млн рублей больше, чем в 2018 году. Субсидирование на повышение продуктивности в молочном животноводстве составит 411,8 млн рублей (на 7,8% больше, чем в прошлом году). На реализацию инвестпроектов в сфере сельского хозяйства направят 680,1 млн рублей.
В итоге с 16 июля 2018 года всех переработчиков обязали маркировать продукцию, содержащую растительные жиры, а с 1 июля она начала проходить обязательную электронную ветеринарную сертификацию. Для перестройки на новые правила был установлен так называемый «переходный период» сроком 6 месяцев, который истек 11 января 2019 года. С этого дня вся продукция на полках обязана маркироваться: в составе должно быть отражено наличие растительных жиров.
Следующим шагом «борьбы» может стать разделение полок в магазинах, такую инициативу сегодня предлагают федеральные чиновники. Предполагается, что разграничение натуральной и ненатуральной продукции поможет потребителю сделать осознанный выбор в пользу того или иного продукта, производителям – увеличить объемы производства молока, а переработчикам – быстрее и эффективнее сбывать продукцию.
Пермские переработчики к этой идее относятся по-разному. Генеральный директор ООО «Русь» Андрей Витюховский надеется, что такой подход позитивно скажется на рынке. «В последние годы количество фальсификата возросло на 30%. Возможно, данные цифры изменятся с введением тотального контроля за переработчиками и обязательной маркировки продукции в соответствии с составом», – считает собеседник.
Коммерческий директор ООО «Маслозавод Нытвенский» Артем Шафранов поддерживает коллегу, считая идею разделения полок в магазинах правильной и уместной. Однако он сомневается, что все магазины смогут ее реализовать. «Полочное пространство многих магазинов не позволит выделить дополнительное место под молокосодержащую продукцию, поэтому, думаю, на такой шаг согласятся не все. Хотя покупателю, конечно, стало бы гораздо проще ориентироваться и делать выбор», – говорит г-н Шафранов. Он также предполагает, что подобное разграничение могло бы поспособствовать росту продаж натурального молока. «Но все будет зависеть от степени контроля проверяющих органов. Ввести обязательную маркировку – полдела. Эффективность этой меры напрямую зависит от того, насколько оперативно будут отслеживаться нарушения и как часто и тщательно будет проверяться соответствие маркировки и состава продукта», – добавляет эксперт.
Председатель ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Пермского края (АККОР) Дмитрий Сальников считает, что разделение полок в магазине, возможно, увеличит продажи натурального молока, но вряд ли скажется на его закупочной стоимости, размер которой сегодня – главная «боль» молочников.
«Не вижу причинно-следственной связи, почему закупочная стоимость молока может вырасти. Возможно, объем покупаемого натурального молока возрастет, но как это повлияет на маржинальность, пока непонятно. Доля переработчика в одном литре молока по данным РСО «Агроконтроль» составляет 39,1% (см. круговую диаграмму), вряд ли он согласится пойти на ее уменьшение в пользу производителя. Все-таки это бизнес, свою прибыль никто упускать не будет», – считает эксперт.
Дружить, чтобы выжить.
Еще одним способом «выжить» для сельхозпроизводителей может стать снижение себестоимости производства молока. По словам главы «АККОР» Дмитрия Сальникова, рассчитывать на то, что переработчик увеличит закупочную цену литра, не приходится, поэтому сельхозпроизводителям придется выкручиваться самим. «Они вынуждены снижать себестоимость, но нужно понимать, что делать это бесконечно невозможно, да и путей снижения в погодных условиях Пермского края немного: использование низкопроизводительной техники, более дешевых кормов», – говорит собеседник.
Что касается более дешевых кормов, здесь выходом может стать использование передовых технологий. Конечно, предприятию придется потратиться на покупку оборудования, но для хозяйства в 1,5 тыс. голов время окупаемости составит менее года, считает Эдуард Тимофеев, директор по развитию «Центра содействия развитию молочного и мясного животноводства».
Речь идет о технологии «заготовка сенажа в упаковке». Сегодня, по словам г-на Тимофеева, ее использует значительная часть животноводческих хозяйств края. «Это позволяет им держаться среди лидеров отрасли. Такая технология рентабельна даже для малых хозяйств (где 100 голов скота), просто срок окупаемости у таких предприятий будет более долгим», – говорит эксперт.
Среди плюсов использования сенажа в упаковке можно отметить более низкую итоговую стоимость корма, но более высокую его питательность. Это, к примеру, нивелирует потребность в использовании при кормлении скота дорогостоящих добавок, а также увеличивает надой. «То есть несмотря на текущие постоянные издержки, молока производится больше, а корм обходится дешевле. Это снижает себестоимость литра молока», – говорит Эдуард Тимофеев.
Если же предприятие уже использует данную технологию, то следующим шагом снижения себестоимости может стать его вхождение в кооперацию с целью создания перерабатывающего предприятия. Этот вариант предлагает глава «АККОР» Дмитрий Сальников, объясняя, что таким образом производители станут независимы от крупных заводов и смогут конкурировать с ними, к примеру, в ряде муниципалитетов.
«На уровне Федерации есть мера господдержки, при которой перерабатывающая потребительская кооперация может получить грант до 30 млн рублей при условии вложения 40% своих средств в данный инвестпроект. Для малого и среднего бизнеса это действительно выход в сложившихся условиях рынка. Без кооперации часть из них просто не выживет и уйдет с рынка», – добавляет собеседник.
Такая тенденция, по мнению некоторых экспертов, уже на подходе. По словам Андрея Витюховского, из-за низкой закупочной цены в ближайшее время всем мелким хозяйствам грозит закрытие. «Сейчас такая обстановка, когда нужно снижать себестоимость производств, оптимизировать бизнес. Это долгосрочная, но вынужденная перспектива», – говорит собеседник. И добавляет, что даже при сокращении числа производителей конкуренция на рынке настолько высока, что дефицита с поставками точно не будет: место фермера, ушедшего из-за убыточности, сразу же займет другой. По словам Дмитрия Сальникова, «под сокращение» рискуют попасть фермеры, которые сегодня производят меньше 10 тонн молока в сутки. «Те хозяйства, где меньше 200 голов скота, в течение ближайших лет уйдут с рынка. Им и раньше было не особенно выгодно работать, а в нынешних условиях – тем более», – считает эксперт.
Артем Шафранов успешность идеи кооперации ставит под сомнение, отмечая, что новому переработчику будет крайне сложно конкурировать с существующими игроками. «Он сможет закрепиться на рынке только если сосредоточится на таком ассортименте, потребность по которому в регионе не закрыта. Если выпускать только пастеризованное молоко, удержаться на плаву новому бренду вряд ли удастся», – заключает собеседник.
Нам тоже несладко.
Переработчики молока говорят, что им тоже непросто работать в текущих условиях рынка. Особенно из-за растущей конкуренции на полках. Масла в огонь добавляют производители из других регионов (Свердловская и Челябинская области, Башкирия и Удмуртия), чья продукция также представлена в пермских магазинах.
По словам Артема Шафранова, особенно конкуренция ощущается на ценовом уровне. «Любой не местный производитель, заходя на чужую территорию со своим продуктом, понимает, что завоевать потребителя сможет поначалу только низкой ценой. Поэтому выстраивает ценовую политику, устанавливая стоимость продукции ниже, чем у местных игроков. Мы же снижать стоимость не можем», – добавляет собеседник.
Он уверен, что стоимость литра на полках, наоборот, продолжит увеличиваться. В первую очередь – из-за роста цен на топливо и электроэнергию. Во вторую – из-за поднятия с 1 января НДС до 20%. Из-за повышения тарифов на электричество страдают и производители, в себестоимости затрат на производство литра молока большую часть составляет именно эта статья, говорят эксперты.
Что касается повышения закупочной цены на молоко, переработчики сетуют: они не в силах повлиять на ситуацию. «Производители наращивают объемы, а потребительский спрос продолжает падать, народ богаче не становится. Как результат – избыток молока в регионе. Мы ищем дополнительные рынки сбыта, вывозим продукцию куда можем, но в пределах 250 км. Поэтому закупать молоко дороже не получится, его и так в избытке», – отмечает Андрей Витюховский. По его прогнозам, к концу 2019 года цена за литр молока вырастет примерно на 5%. Закупочная же останется на текущем уровне, в районе 22 рублей.
Источник – www.business-class.su