За год почти все крупные торговые сети нарастили объемы реализованной продукции в Прикамье. «Пятерочка» и «Магнит» борются за больший кусок, «Семья» сокращает обороты в крае, но не в Перми, а «Лента» готовится к открытию двух гипермаркетов.
Пермское УФАС провело мониторинг реализованной торговыми сетями продукции. По данным результатов исследования (имеется в распоряжении Business Class) выяснилось, что большинство компаний нарастили объемы за год. Крупнейшие игроки занимают практически половину всего рынка – их суммарная доля превышает 43 %.
Лидером по объему проданных товаров на прикамском рынке последние четыре года остается «Пятерочка», входящая в холдинг Х5 Retail Group. По итогам 2019 года сеть занимает 13,7% рынка (в 2018 году – 13,5%). До 2016 года самым крупным игроком на рынке являлся «Магнит». В прошлом году доля сети по объему реализованной продукции составила 11,6% (в 2018 году – 11,3%). Прирост за год составил 0,3 процентных пункта. Таким образом, по этому показателю «Магнит» незначительно, но обогнал «Пятерочку» (прирост за год – 0,2 п.п.).
Два федеральных гиганта также удерживают лидерство по количеству магазинов в Прикамье. По итогам 2019 года на первом месте – «Магнит»: за год число магазинов в регионе выросло до 603. В прошлом году сеть открыла 73 новые точки. «Пятерочек» в крае за год стало больше на 53, общее число магазинов достигло 455. По приросту новых площадок за прошедший год «Магнит» на 0,5 п.п. опередил «Пятерочку».
Третье место на региональном рынке по доле реализованных товаров последние годы занимает пермская «Семья» – 6,3 %. Это на 0,38 п.п. меньше по сравнению с 2018 годом. Но при этом сеть сконцентрировалась на развитие в краевой столице. В Перми доля ритейлера достигает 9,7% (на 0,2 п.п. больше, чем в 2018-м). Это больше, чем у «Магнита» (9,1%), «Монетки» (3%), «Красное & Белое» (2,9%) и «Ленты» (2,24%). В Перми «Семья» по обороту продукции уступает только «Пятерочке». В 2019 году «Семья» закрыла один магазин – в Чайковском. Общее число точек сократилось до 77. Большая часть из работающих прилавков (64 площадки) находятся в Перми.
Количество магазинов торговых сетей.
Сеть «Монетка» за прошедший год нарастила долю до 4,05%, а количество магазинов до 159. В 2019 году ритейлер открыл 27 новых маркетов. Игрок усилил свое присутствие в Звездном. По доле реализованной продукции (24,6%) в этой территории сеть уступает только «Пятерочке».
«Красное & Белое» продолжает снижать объемы продаж в Прикамье. Если в 2017 году доля сети на рынке составляла 6,58%, то в 2018 году она сократилась до 5%, а в 2019-м – уже до 4,01%. Несмотря на это, число магазинов ритейлер увеличил до 283 (за год в крае открылось 10 гастрономов).
ООО «Лион-Трейд» (сети «Лион» и «Берег») за год незначительно нарастило долю – на 0,5 п.п. По итогам 2019 года объем продаж компании на рынке составил 2,63%. За этот период организация открыла четыре новых магазина в регионе.
Питерский ритейлер «Лента» объемы реализации товаров за год снизил. Доля сети сократилась с 1,42% в 2018 году до 1,32% в 2019-м. Число гипермаркетов за последний год не изменилось, их по-прежнему два. Но в планах компании открыть в Перми еще два магазина – в строящемся ТРЦ «Планета» на месте бывшего ипподрома в Индустриальном районе (договор с арендатором уже подписан) и на площадке бывшей Пермской ярмарки на бульваре Гагарина. Гипермаркет в Мотовилихинском районе должен был открыться еще в 2016 году. Но запуск неоднократно переносился из-за блокировки проекта пермскими властями. По их мнению, появление крупного торгового объекта в этом месте создаст дорожный коллапс. Поэтому перед вводом магазина необходимо реконструировать развязку Средней дамбы и бульвара Гагарина. «Лента» после смены собственника пошла на уступки властям. Ритейлер готов приступить к реконструкции уже в июле, а также направить на развитие городских проектов 140 млн рублей. Предположительно эти средства пойдут на строительство второй очереди моста через Среднюю дамбу.
Ряд ритейлеров в 2019 году в отдельных территориях превысили долю своего присутствия, ограниченного антимонопольным законодательством. Если доля торговой сети в прошлом году на территории муниципалитета превышала 25%, то компания не вправе в этом районе приобретать или арендовать дополнительную площадь торговых объектов в 2020 году. Такая ситуация сложилась у «Пятерочки» в Косинском районе и Звездном, у «Магнита» – в Гремячинском районе.
Ажиотаж не спас.
Оборот розничной торговли в Пермском крае в январе-мае 2020 года упал на 6,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Он составил 217,5 млрд рублей (в первом полугодии 2019-го – 224 млрд рублей). С января по март в отрасли отмечался рост, наибольший – в феврале (на 8 % от аналогичного показателя в марте 2019 года).
В марте из-за распространения коронавируса в России был зафиксирован ажиотаж на продукты повседневного потребления. Он оказался кратковременным, а в Прикамье выпал на дни перед вводом режима строгой самоизоляции. Несмотря на это, оборот все равно упал вместе с вводом ограничений. В апреле – на 27,6%, в мае – на 21,5% (по сравнению с аналогичными месяцами 2019-го). Такие данные приводит Пермьстат.
По итогам 2018 года розница в Прикамье преодолела докризисный уровень оборота реализованных товаров и начала расти. По сравнению с 2013 годом, когда оборот составил 453,3 млрд рублей, в прошлом году он достиг 573,4 млрд рублей. Теперь кризис и пандемия снова спровоцировали падение.
Источник - Business Class