И даже вино не стали покупать меньше, несмотря на ужесточение законодательства и рост цен. В Перми еще и меняются роли на рынке. Причина – уход сети «Семья», которая одной из первых занялась прямыми поставками вина из Европы.
Текст: Яна Купрацевич
В первом полугодии 2021 года зафиксирован рост продаж алкогольной продукции в Прикамье. Такое происходит уже второй год подряд. Пандемия и сложная ситуация в экономике только подстегнули динамику. Однако если сравнивать с докоронавирусным периодом, то рынок лишь вернулся к своему обычному состоянию, говорят пермские предприниматели. Крупные производители крепкого алкоголя сообщили об увеличении отгрузок на 2%. «Ведомости» указывают, что продажи водки в натуральном выражении в России выросли на 5,6% у ГК «Руст» («Русский стандарт», «Талка» и т.д.), у «Ладоги дистрибьюшен» продажи крепких напитков увеличились на 12% год по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Динамика роста продаж стала самой высокой за последние три года, передает издание. Драйвером продаж остается эконом-сегмент. Изза падения покупательской способности многие переключились на более дешевые напитки. При этом работа общепита после снятия большей части ковидограничений по сравнению с первым полугодием 2020 года подстегнула спрос на премиальные напитки. Продажи вина пока также держатся на уровне. По данным ЕГАИС (их приводит Центр исследований федерального и региональных рынков алкоголя), в январе-июне 2021 года розничные продажи вина в Пермском крае составили 443,6 тыс. декалитров. Это практически 100% от показателей аналогичного периода прошлого года и на 2,2 % больше 2019 года. Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРА) Вадим Дробиз отмечает, что сравнительные периоды отличаются между собой: в первом полугодии 2019 года были нормальные условия продаж вина, через год ситуация стала аномальной – повлиял кризис, карантин на фоне пандемии коронавируса, закрытие ресторанов и гостиниц, а также ограничение на выезд за границу. В первом полугодии текущего года кризис ослабел, рестораны снова работают, но ограничения на выезд сохраняются. По данным г-на Дробиза, доля российского вина в последние два года составляет 50%, остальная половина – импортные напитки. При этом импорт вина за счет пандемии и ограничений вырос на 34% по отношению к 2020 году и на 22% в сравнении с 2019 годом. Импорт игристых вин в январемае текущего года увеличился на 48% по сравнению с прошлым годом. Наталья Мартюшева, управляющая винотеки «Дом Сомелье», подтвердила рост продаж в первой половине года. «Если сравнивать с 2020 годом, то динамика положительная. Все-таки в прошлом году покупатели не так часто выходили за покупками, меньше приобретали напитки и для себя, и на подарки. В этом году ситуация с ограничениями свободнее, поэтому чаще покупают, особенно крепкий алкоголь, на подарки, – поделилась эксперт. – Но если сравнивать с 2019 годом, то скорее показатель вернулся на уровень того года. Ажиотажа пока нет». В магазинах надеются сохранить темпы продаж. При этом на пермском рынке интерес к открытию специализированных магазинов может вырасти после ухода региональной торговой сети «Семья». Компания на базе своих торговых точек развивала проект «Правильное вино» и осуществляла прямые поставки напитков из зарубежных стран. Один из экспертов на рынке прогнозирует, что может произойти перераспределение на рынке в пользу специализированных магазинов. «Пока под вопросом, какой ассортимент алкогольных напитков «Лента» сохранит в своих магазинах. Поэтому есть вероятность, что покупатели «Семьи», приходившие туда за алкоголем, могут перейти в другие магазины», – предположил собеседник. Законодательные изменения прошлого года (см. справку) пока не форсируют события на рынке винной розницы. Причина – трехлетний переходный период, который продлится до 2023 года. В магазинах заметили, что с этого года изменились правила сертификации импортной продукции. На ценах это не отразится, обещают поставщики. «В основном новое правило отражается на сроках появления товара, поскольку пересертификация занимает время. Из-за этого иногда некоторые позиции могут пропадать с полок, поскольку у нас 90% – импортные напитки. Пока крупные импортеры заверяют, что стоимость на фоне изменений не возрастет. На данный момент глобальных скачков цен на алкогольные напитки до конца 2021 года не прогнозируется», – предположила Наталья Мартюшева. Сколько стоит? По данным Пермьстата, средняя цена литра водки в июне составляла 548 руб., крепленого вина – 436 руб., столового – 356,9 руб., отечественного коньяка – 1146,6 руб., игристого отечественного вина – 325 руб., пива отечественного – 112 руб., импортного – 257 руб. По сравнению с допандемийным июнем 2019 года рост цены на водку составил 4,2%, на крепленое вино – 22%, на столовое вино – 12,6%, на коньяк – 8,7%, пиво отечественное – 1,8%, импортное – 4,5%, а игристое отечественное подешевело на 7,6%.
Год назад
По итогам 2020 года объем розничной продажи алкогольных напитков и пива в Пермском крае составил 42 млрд рублей. Жители Прикамья купили 55,6 млн литров спиртного. Это больше на 200 тыс. литров, чем в 2019 году. Тогда объем реализованного алкоголя составил 54,9 млн литров. В денежном эквиваленте это 41 млрд рублей. В прошлом году больше половины объема проданного в магазинах алкоголя пришлось на крепкие напитки и вино; 44,8% – на пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху. Еще 600 тыс. литров было реализовано в кафе и ресторанах.
Справка
Документ регламентирует требования к маркировке, производству и продаже вина, меры господдержки. Согласно закону, «вином России» считается только напиток, на 100% произведенный из отечественного винограда. Российское вино из иностранного виноматериала может называться «виноградосодержащим напитком», на бутылках и на полках должна быть надпись: «Не является вином». В законе предусмотрен трехлетний переходный период. По истечении трех лет использование концентрированного виноградного сусла или концентрированного ректификованного виноградного сусла для вина, которое хочет называться российским, запрещается.
Источник: Business-Class.su
17 (789) за 2021